<<  А. Горнфельд «Символисты» К.С. Станиславский и Е.В. Вахтангов  >>
Подтекст — это смысл, скрытый «под» текстом

Теория литературы. Подтекст — это смысл, скрытый «под» текстом, т.е. не выраженный прямо и открыто, а вытекающий из повествования или диалога текста. Подтекст подспудный, неявный смысл высказывания, художественного повествования, драматической реплики, второй план сценической роли, дающие о себе знать косвенным образом. Основан на свойстве разговорной речи, где в зависимости от речевой ситуации, намерений и экспрессии говорящего прямые лексические значения слов и предложений перестают определять внутреннее содержание речи и даже вступают с ним в противоречие. П. — тот комплекс мыслей и чувств, который скрыт под словами текста. Средствами обнажения П. могут быть намекающие реплики (нередко повторяющиеся как Лейтмотив), различные качества звучания речи (Интонация, Пауза и т.д.), свидетельствующие о «подводном» течении действия [например, в «Трёх сестрах» А. П. Чехова за вопросом Маши, любил ли доктор её мать, следует: «Чебутыкин (после паузы): Этого я уже не помню»]; подчёркнутые сопоставления разных по содержанию и звучанию речевых, сюжетных, сценических ситуаций (например, совмещение внешне незначащей беседы персонажей с их внутренним напряжённым спором, время от времени прорывающимся наружу в пьесе М. Метерлинка «Пелеас и Мелисанда», в рассказе Э. Хемингуэя «Белые слоны»). Понятие «П.» было осмыслено на Западе Метерлинком (под названием «второй диалог» в книге «Сокровище смиренных», 1896), в России — Чеховым и основателями МХАТа К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (см., например, предисловие Немировича-Данченко к книге Н. Эфроса «“Три сестры”. Пьеса А. П. Чехова в постановке МХТ», П., 1919). В системе Станиславского П. приобрёл значение психологического, эмоционально-волевого начала сценической речи.

Слайд 7 из презентации «Теория и история литературы». Размер архива с презентацией 87 КБ.

Теория литературы

краткое содержание других презентаций

«Теория литературы» - Сказ. Пейзаж. Тема и идея. Рассказ. Внутренний монолог. Тип. Гротеск. Ущерб. Развязка. Реминисценция. Лирический герой. Послание. Название художественного приема. Проблематика. Лирическое отступление. Литературные роды. Характер. Сюжет. Баллада. Деталь. Фабула. Авторская позиция. Комедия. Эпиграмма. Подготовка к ЕГЭ по литературе. Сонет. Роман. Сатира. Элементы содержания. Элегия. Портрет. Судьба народа.

«Вопросы по теории литературы» - События в произведении. Экспозиция. Описание внешности персонажа. Внутренний монолог. Средство, помогающее описать героя. Термин. Интерьер. Символ. Сюжет. Перифраз. Эпические произведения. Способ отображения внутреннего состояния. Пламя таланта. Эпилог. Аллегория. Выразительная подробность. Род литературы. Описание природы. Гротеск. Намеренное употребление в тексте одинаковых слов.

«Теория литературы в школе» - Драма. Портрет. Пафос. Модернизм. Футуризм. Жанровая система фольклора. Романтизм. Художественное время. Идея художественного произведения. Стадии развити действия в художественном произведениия. Литературный процесс. Тема художественного произведения. Содержание и форма литературного произведения. Художественная литература как искусство слова. Сентиментализм. Говорящие фамилии. Обобщенный образ человеческой индивидуальности.

«Литература» - Фольклор — художественное творчество широких народных масс. Условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в.. Течение, при котором символ является основным приемом. Постмодернизм - направление в литературе, эстетике, философии XX века. Литературные направления и течения. Величайшим фантастикой мира является Э. Т. Гофман. Поэтика. Художественный образ. Фантастика означает особый характер художественных произведений.

«Теория и история литературы» - Народность литературы. А. Горнфельд «Символисты». Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет. Дискуссия развернулась в 1840-е гг. Арсенал художественных средств освоения внутренней жизни человека. Историзм литературы. К.С. Станиславский и Е.В. Вахтангов. Подтекст — это смысл, скрытый «под» текстом. Символ… представление идеи или чувства в образе. Русские писатели XIX в. более суровы к своим рефлектирующим героям.

«Основы теории литературы» - Вечные темы. Временный признак. Пример противопоставления. Пафос. Персонажи. Теория литературы. Речевая характеристика героя. Содержание произведения. Два способа создания речевых характеристик. Эмоциональное содержание художественного произведения. Способ. Вечный образ. Фабула. Внутренняя речь. Исторические лица. Пафос состоит из разновидностей. Пушкин. Сказ. Развитие фабулы. Монолог. Фабулярное развитие.

Всего в разделе «Теория литературы» 7 презентаций
Сайт

5literatura.net

156 тем