Символизм |
|
||
<< Условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в | Течение, при котором символ является основным приемом >> |
Теория литературы. СИМВОЛИЗМ - (фр. symbollisme < от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - явление художественной культуры последней трети XIX - нач. ХХ вв., противопоставившее себя реализму (в частности, натурализму (см.)) и сделавшее основой своей художественной системы философскую концепцию о принципиальной непознаваемости мира и человека средствами научного опыта, логического анализа и реалистического изображения. Художники-сиволисты признавали только интуитивное познание - художественную интуицию, способную открыть идеальную (духовную) сущность мира, утраченную в результате трагического разрыва между видимым и сущим, материальным и духовным, явленным и скрытым, помогающую поэту (художнику) угадать или почувствовать глубинное состояние окружающего. Зародившись во Франции в 70-е гг. XIX в. как течение, развивающее достижения импрессионизма (см.) в области языка и стиля, С. стал осознаваться как самостоятельное направление, открывшее принципиально новые способы постижения действительности. В основе философии С. - идея немецкого философа Ф. Ницше о том, что жизнь - бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (искусство ради искусства): "Существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен". Символисты сделали Богом Искусство, а творческий акт воспринимали как религиозно-мистическое действо, связывающее художника с подлинной реальностью - иными мирами. Ключевым понятием в философии С. является переосмысленная романтическая идея двоемирия (см. РОМАНТИЗМ): несовершенный реальный мир есть лишь отражение мира идеального. Связующим звеном, мостом между двумя мирами становится символ (см.), подобно тому, как в Древней Греции две части пластинки (символа), сходящиеся в целое по линии разлома, были условным знаком, позволяющим незнакомым людям, причастным к какому-либо общему делу или тайне, узнать друг друга. Таким образом, в искусстве символисты видят универсальный способ связи таинственного (идеального) мира с действительностью, а поэт (художник), далекий от социальных проблем современности, мыслится как избранник (теург, "бог таинственного мира"), наделенный высшим знанием о вечной Красоте и реализующий это знание в обновленном поэтическом слове. Воздействие слова, в свою очередь, уподобляется влиянию музыки как универсального (то есть вненационального, способного быть понятым без слов) искусства: символисты устремлены к тому, чтобы слово не "говорило", а внушало, зачаровывало, навевало (буквально по Фету: "О, если б без слова // Сказаться душой было можно!" и "Что не выскажешь словами - // Звуком на душу навей"). С. активно развивался в странах Западной Европы: с ним связано творчество многих поэтов (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, Р.М. Рильке и др., драматургов (Г. Ибсен, М. Метерлинк, Э. Ростан и др.), прозаиков (Г. Манн, Ф. Кафка, Г. Гессе и др.). В России С. заявил о себе в конце 80-х гг. XIX в. в близкой к символистскому мироощущению поэзии Н. Минского, К. Льдова и др., философских трудах и лирике В.С. Соловьева (прежде всего в учении о "душе мира"), а в последнее десятилетие века - в творчестве старших символистов Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсова, Вяч. Иванова и др., на рубеже веков - младших символистов А.А. Блока, А. Белого, С.М. Соловьева. Русские символисты значительно обновили жанровую систему в поэзии (возрождение гимна, появление лирического цикла и лирической поэмы и т. д.). Как явление культуры и как направление в искусстве С. выразил мирочувствование человека переходной эпохи.
«Теория литературы» - Тип. Название художественного приема. Психологизм. Гимн. Очерк. Стадии развития действия. Художественный прием. Послание. Эпиграмма. Созвучия концов стихотворных строк. Композиция. Комическое. Внутренний монолог. Элегия. Сюжет. Элементы содержания. Завязка. Портрет. Баллада. Комедия. Поэма. Подтекст. Судьба народа. Гротеск. Авторская позиция. Функции. Ода. Деталь художественная. Трагедия. Эпос. Притча.
«Основы теории литературы» - Теория литературы. Внутренняя речь. Сказ. Фабула. Речевая характеристика героя. Два способа создания речевых характеристик. Пафос. Исторические лица. Пафос состоит из разновидностей. Развитие фабулы. Монолог. Фабулярное развитие. Пример противопоставления. Вечный образ. Способ. Эмоциональное содержание художественного произведения. Временный признак. Пушкин. Персонажи. Содержание произведения. Вечные темы в художественной литературе.
«Литература» - Вымысел художественный - изображаемые в художественной литературе события. Литературные направления и течения. Художественный метод в литературе и искусстве. Художественное время и пространство. Содержание и форма. Романтизм. Особое место в поэтике. Фантастика означает особый характер художественных произведений. Реализм, это — верность жизни, это — такая манера творчества. Художественный образ. Теория литературы.
«Вопросы по теории литературы» - Намеренное употребление в тексте одинаковых слов. Эпические произведения. Внутренний монолог. Термин. Выразительная подробность. События в произведении. Описание внешности персонажа. Описание природы. Пламя таланта. Символ. Род литературы. Сюжет. Экспозиция. Интерьер. Эпилог. Способ отображения внутреннего состояния. Перифраз. Аллегория. Средство, помогающее описать героя. Гротеск.
«Теория литературы в школе» - Литературный процесс. Романтизм. Баллада. Пространство. Художественное время. Биографический автор. Символизм. Обобщенный образ человеческой индивидуальности. Лирические жанры. Художественная литература как искусство слова. Фольклор. Художественный образ. Идея художественного произведения. Стадии развити действия в художественном произведениия. Реализм. Классицизм. Портрет. Акмеизм. Эпические жанры.
«Теория и история литературы» - Психологизм Толстого и Достоевского — это художественное выражение. А. Горнфельд «Символисты». Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет. Символ… представление идеи или чувства в образе. Психологизм не покинул литературу. Историзм литературы. Своего максимума психологизм достиг в творчестве Л.Н. Толстого. Историзм в художественном произведении. Русские писатели XIX в. более суровы к своим рефлектирующим героям.
Всего в разделе «Теория литературы» 7 презентаций