<<  Художественный образ Содержание и форма  >>
Художественное время и пространство

Теория литературы. Художественное время и пространство. ХРОНОТОП - (от греч. chronos - время и topos - место) - изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Термин введен М.М. Бахтиным. Х. воспроизводит пространственно-временную картину мира и организует композицию произведения, но при этом не прямо, непосредственно отображает время и пространство, а рисует их условный образ, поэтому в произведении искусства художественное время и художественное пространство не тождественны реальным, это именно образы времени и пространства со своими признаками и особенностями. Например, время в литературном произведении может быть либо соотнесено, либо не соотнесено с историческим, может быть непрерывным (линейно развертывающимся) или иметь временные перестановки (см. КОМПОЗИЦИЯ инверсионная, РЕТРОСПЕКЦИЯ), может быть намеренно замедлено автором (см. РЕТАРДАЦИЯ) или свернуто до ремарки (ср.: отраженное в сознании героя, нарочито медленно движущееся или вовсе "останавливающееся" психологическое время в отдельных эпизодах романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и обозначенное одной фразой "прошел год" движение времени в рассказе А.П. Чехова "Ионыч", мотивированное тем, что происшедшие за указанный промежуток события не важны для дальнейшего развития действия); может протекать параллельно в разных сюжетных линиях произведения (например, толстовский прием изображения в романе "Война и мир" одновременного действия в различных точках пространства условно называют "в то время как": "В то время как у Ростовых танцевали в зале шестой англез… с графом Безуховым сделался шестой удар"). Создаваемое писателем художественное пространство - некая модель, картина мира, в котором происходит действие. Пространство может быть широким или узким, открытым или замкнутым (например, в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" каморка Раскольникова - замкнутое, противоположный берег Оби, который видит герой в эпилоге, - открытое, разомкнутое пространство), реальным (как в летописи) или вымышленным (как в сказке, в фантастическом произведении). Различные составляющие Х. в произведениях зачастую могут иметь символический смысл. В русской литературе можно говорить об особом значении таких элементов Х., как город и деревня, земля и небо, дорога, сад, дом, усадьба, порог, лестница и т. д. (пространственные символы) и смена времен года, переход от дня к ночи и т. п. (временные символы). Кроме того, по мысли М.М. Бахтина, жанровая специфика произведения определяется прежде всего Х. (например, историческое или фантастическое время и пространство в балладе (см.), эпическое время в произведениях эпических жанров (см. ЭПОС), субъективно отраженные время и пространство в лирических (см. ЛИРИКА) и т. д.).

Слайд 6 из презентации «Литература». Размер архива с презентацией 98 КБ.

Теория литературы

краткое содержание других презентаций

«Основы теории литературы» - Эмоциональное содержание художественного произведения. Развитие фабулы. Внутренняя речь. Вечные темы в художественной литературе. Фабулярное развитие. Сказ. Вечные темы. Вечный образ. Пафос состоит из разновидностей. Содержание произведения. Теория литературы. Пафос. Пушкин. Исторические лица. Речевая характеристика героя. Два способа создания речевых характеристик. Пример противопоставления. Монолог.

«Литература» - Содержание и форма. Романтизм. Жанры фольклора. Поэтика. Особое место в поэтике. Теория литературы. Сентиментализм. Гораздо большее, чем просто литературная школа. Условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в.. Историко-литературный процесс. Вымысел художественный - изображаемые в художественной литературе события. Преклонение перед началом эгоистическим. Фантастика означает особый характер художественных произведений.

«Теория литературы» - Психологизм. Тип. Комическое. Проблематика. Ода. Авторская позиция. Развязка. Элегия. Элементы содержания. Идея. Трагедия. Гимн. Сказ. Подтекст. Эпиграмма. Конфликт. Портрет. Задания. Повесть. Рассказ. Трагическое. Послание. Проблема. Роман. Ущерб. Характер. Эпос. Сюжет. Тема и идея. Сочетание строк. Очерк. Композиция. Название художественного приема. Стиль. Метафора. Гротеск. Реминисценция. Функции.

«Вопросы по теории литературы» - Средство, помогающее описать героя. Термин. Экспозиция. Гротеск. Род литературы. Сюжет. Эпические произведения. Выразительная подробность. Описание внешности персонажа. Внутренний монолог. Способ отображения внутреннего состояния. Интерьер. Символ. События в произведении. Аллегория. Перифраз. Эпилог. Пламя таланта. Описание природы. Намеренное употребление в тексте одинаковых слов.

«Теория и история литературы» - Теория литературы. Самостоятельный художественный образ. Дискуссия развернулась в 1840-е гг. Символ… представление идеи или чувства в образе. Тия, в которых неизбежно участвуют все слои общества. С помощью детали писатель выделяет событие. Русские писатели XIX в. более суровы к своим рефлектирующим героям. Народность литературы. А. Горнфельд «Символисты». Историзм в художественном произведении. К.С. Станиславский и Е.В. Вахтангов.

«Теория литературы в школе» - Символизм. Классицизм. Стадии развити действия в художественном произведениия. Жанровая система фольклора. Драматические жанры. Художественный образ. Говорящие фамилии. Художественная литература как искусство слова. Теория литературы. Содержание и форма литературного произведения. Футуризм. Литературные роды. Баллада. Идея художественного произведения. Обобщенный образ человеческой индивидуальности.

Всего в разделе «Теория литературы» 7 презентаций
Сайт

5literatura.net

156 тем