<<  В центре поэмы — конфликт купца Калашникова и опричника Кирибеевича Трагический конфликт в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана  >>
Царь Иван Васильевич

Царь Иван Васильевич. Молодой опричник. Удалой купец Калашников. Власть наивысшая; Отец народа; Должен быть справедливым. Молодость, буйство, сила Опричник — личное войско Грозного, нелюбовь народа; нет имени - безродность. Удаль, мужество, сила, Купец — почтенный человек, достоинство, Фамилия — есть род семья. ВЫВОДЫ : "Песня про царя Ивана Васильевича…" является не только поэмой в народном стиле. Это поэма историческая, и ей принадлежит место среди произведений художественно-исторических жанров русской литературы. Реалистический историзм "Песни про царя Ивана Васильевича…" заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал характеры в их социальной обусловленности. Лирические герои Лермонтова одарены признаками, которые в одинаковой степени характеризуют их как личностей, как представителей определенного времени. Оба они яркие, колоритные индивидуальности, но Калашников вместе с тем в своей характерности неотделим от людей, от данного периода времени. Трагическое столкновение героев в данных исторических условиях не вызывают удивления, скорее это привычная ситуация, которая могла сложиться в тот исторический период. Ведь не случайно читатель не слышит авторского голоса, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Таким образом, моральные позиции, с которых оцениваются персонажи «Песни…», не лично авторские, а обобщенно-народные. Это неоднократно увеличивает триумф «правды-матушки» в «Песне…», поскольку поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь и народную правду, стал фактом истории. Герои «Песни…» - яркие, самобытные, могучие личности. Сила купца Калашникова не в богатстве, а в его уверенности, что он не одинок. Он из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья. Идеология Калашникова — высоконравственна: каждый человек ответственен не только перед собой, но и перед предками и потомками за свои поступки. В этом залог нравственной победы Калашникова. Он несет в себе идею народного добра и правды «Не в силе Бог, но в правде», которая противопоставлена беспредельному злу «кромешников» - опричников в лице Кирибеевича. В этом нравственный потенциал и самого автора. Об этом же и авторское понимание концовки «Песни…» Образы вымышленных персонажей — опричника Кирибеевича и купца Калашникова — позволили поэту проникнуть в исторический характер эпохи. Эти герои-антагонисты являются истинно лермонтовскими героями. Они оба бунтуют. Только Кирибеевич против условностей, даже приличий, он воплощает эгоистическое, своевольное начало, попирая мораль, «закон господний». Калашников отстаивает «святую правду», защищая честь, достоинство семьи, вершит жестокий ,но обоснованный суд. Не случайно поэтому бережное внимание народа к его «безымянной могилке». Тем самым Лермонтов возвышает нравственное могущество своего героя- простого человека. «Каждому правдою и честью воздайте!» — поют гусляры-скоморохи, заканчивая «Песню…» Именно это и делал Лермонтов, вглядываясь в историческое прошлое Московской Руси эпохи Ивана Грозного.

Слайд 17 из презентации «Песня про купца Калашникова». Размер архива с презентацией 3472 КБ.

Стихи Лермонтова

краткое содержание других презентаций

«Поэзия Лермонтова» - История кинжала. Не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье. Эволюция отношения М.Ю.Лермонтова к поэтическому дару. Пушкинский пророк страдает. Цель. Лирический герой Лермонтова начинает осмыслять свой талант. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону. «Поэзия есть добродетель». Возвышенный, торжественный слог. В чём лирический герой видит своё сходство. «Я — или бог или — никто». А.С.Пушкин. В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России.

«Пушкин и Лермонтов «Пророк»» - Как создаётся образ поэта-пророка Пушкиным и Лермонтовым. Участь русских поэтов. Поэзия в эпоху Лермонтова. «Пророк»А.С.Пушкина. Цели урока. Каков пророк Лермонтова. Поэт и поэзия в лирике М.Ю.Лермонтова. Кто выступает в качестве пророков в стихотворениях Пушкина и Лермонтова. «Пророк»М.Ю.Лермонтова. Гад морских подводный ход.

«М.Ю.Лермонтов «Бородино»» - Стремительное движение. Портрет Миши. Картечь. Первые стихи. Лучшие. Редут. Мусью. Картины маслом. Петербург. Значение незнакомых слов. Полевое укрепление. Участие в военных действиях. Детство. Каким чувством проникнуто стихотворение «Бородино». Стихотворение . Ребята! Не Москва ль за нами?. М.Ю Лермонтов . Бородино. Крестовая гора. Поделись находками. Армия французского императора Наполеона. Драгун.

«Сравнение «Пророка» Лермонтова и Пушкина» - Пушкин «Пророк». Три пророка. Сравнительный анализ трех стихотворений. Крамской «Христос в пустыне». Сравнительный анализ стихотворений «Пророк». Чернышевский. Лермонтов «Пророк». Судьба. Некрасов «Пророк». Основные темы лирики. Становление Некрасова. Книга пророка Иеремии. Сердце не научится любить. Темы покаяния.

«Лермонтов «Парус»» - М.Ю. Лермонтов стихотворение «Парус». Наблюдения по репродукциям. Выразительное чтение. Елизавета Алексеевна, бабушка поэта. Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы. Михаил Юрьевич Лермонтов. Парус — это состояние человека. Родители поэта. Играют волны - ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит. Работа с черновиками стихотворения. Трагическая гибель. География Лермонтова. Детство Лермонтова.

«Песня про купца Калашникова» - Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».. Об эпохе правления Ивана Грозного. Причины обращения Лермонтова к истории и источники создания поэмы. Безродность Страсть Не православная вера Несправедливая высшая власть. Старший сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. Иоанн IV Васильевич (прозвание Иван Грозный). Да, пробудится! Отряды опричников разъезжали по земщине и безнаказанно совершали грабежи и убийства.

Всего в разделе «Стихи Лермонтова» 14 презентаций
Сайт

5literatura.net

156 тем