Сатира |
|
||
<< Русская сатира и юмористика начала 20 века | Аркадий Аверченко >> |
Сатира - особая, свойственная всем литературным жанрам, форма художественного отображения действительности — обличение и высмеивание отрицательных, внутренне превратных явлений жизни. В этом случае о сатире можно говорить как о типе художественного пафоса, особой разновидности комического: уничтожающем осмеянии предмета изображения, раскрытии его внутренней несостоятельности, несоответствия своей природе или предназначению. Обязательное следствие сатирического творчества — смех. Смех как реакция на сатиру может звучать открыто или приглушенно, но всегда остается — наряду с обличением — основой сатиры, ее способом обнаруживать несоответствия между видимостью и сущностью, формой и содержанием. Этим художественная сатира отличается от прямых видов критики личных и общественных недостатков. От юмора сатира принципиально отличается природой и смыслом смеха. Для юмора смех — самоцель, задача писателя-юмориста — развеселить читателя. Для сатиры смех - средство развенчания недостатков, орудие бичевания человеческих пороков и проявлений социального зла. В отличие от юмора, сатире свойственны суровость и тенденциозная страстность. Юмор обычно предполагает двойственное отношение к своему предмету — в осмеиваемом вполне может заключаться положительно прекрасное (к примеру, благородный идеализм Дон Кихота, патриархальная доброта и душевная чистота старосветских помещиков из одноименной повести Н.В.Гоголя и др.). Поэтому юмор снисходителен, умиротворен. Сатира же отличается безоговорочным неприятием своего предмета. При этом ее эстетическая сверхзадача — обличая, возбуждать воспоминания о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом пошлостью, пороком, глупостью. Двойственную сущность сатирического творчества точно определил в трактате 1796 О наивной и сентиментальной поэзии Ф.Шиллер: «Действительность как недостаточность противопоставляется в сатире идеалу как высшей реальности. Действительность, таким образом, обязательно становится в ней объектом неприятия».В дальнейшем, на протяжении 19 в., сатира продолжала существовать в форме журнальных фельетонов, а также особой стихии образного отрицания в господствующем жанре эпохи — романе (Ч.Диккенс, Теккерей, О. де Бальзак, В.Гюго и др.).
«История русской литературы 20 века» - 1991 г.– Распад СССР. Русская литература в ХХ веке. Хрущевская оттепель. Общий контекст литературной эпохи. Особенность развития искусства на рубеже веков. Русская литература рубежа XIX- ХХ веков. 1930 - е годы — сталинские репрессии, коллективизация, раскулачивание. Каково было ощущение мировосприятия от смены эпох. Цели и задачи искусства. Русская литература XX в. Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела.
«Акмеизм в литературе» - Модернистское течение. Отличительные черты акмеизма. Поэтика акмеизма. Стихотворения В. Нарбута. М. Зенкевич и В. Нарбут. Поэты-акмеисты. Ключевые категории акмеизма. Владимир Нарбут. М. Зенкевич. Реакция на символизм. Акмеизм.
«Русская литература 20-х годов» - Светлов Михаил Аркадьевич. Пролеткульт. Луговской Владимир Александрович. Замятин Евгений Иванович. Лавренев Борис Андреевич. Тихонов Николай Семенович. В.Ходасевич. Перевал. А.Белый. Орешин Петр Васильевич. Зощенко Михаил Михайлович. Литературные группировки и журналы. Есенин Сергей Александрович. Жанр антиутопии. Литература 20-х годов. Ильф И. и Петров Е. Объединение Реального Искусства. И.Бунин.
«Сатира 20 века» - Разногласия с издателем “Сатирикона”. Русская сатира и юмористика начала 20 века. Быт города- вот главный герой Аркадия Аверченко. Церковь ночью заперта. Константин Константинович Роше. Саша Черный состоялся как поэт. Русалка. Саша Чёрный. Тэффи - . Аверченко успевает ответить на редакционную почту, написать рассказ. Тэффи уехала в Киев. Две книги Саши Черного: «Жажда», «Детский остров». Самовлюбленный поэтишка принес в журнал свои вирши.
«Футуризм в литературе 20 века» - Аэроплан над поездом. Термин "футуризм". Динамизм велосипедиста. Футуристская архитектура. Футуризм в литературе и искусстве. Игорь Северянин. Умберто Боччони. Велимир. Фортунато Деперо. Алексей Крученых. Владимир Владимирович Маяковский. Пабло Пикассо. Казимир Малевич. Умберто Боччони «Эластичность». Футуризм. Николай Дулгерофф.
«Литература Октябрьской революции» - Послеоктябрьская публицистика. Письма и дневники. День и ночь. М. Горький в «Несвоевременных мыслях». Отношение к народу. Общее. Писательская публицистика. В.Короленко. Отношение к революции. Часть русской интеллигенции.
Всего в разделе «Литература 20 века» 7 презентаций