Особенности языка и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н |
|
||
<< ЯЗЫК ПРОЗЫ на примере произведения “Письма из Франции” | Развитие и закрепление синтаксических норм литературного языка >> |
Особенности языка и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Особое место в ряду публицистических произведений конца ХVIII века занимает «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева, представляющее собой произведение обличительной направленности, весьма сложное в жанровом отношении. Обращает на себя внимание обилие традиционно-книжных архаизированных элементов в произведении. Так, в тексте находим такие старославянизмы, как выя, глас, глава, десница и т.п. Они к тому же берут на себя текстообразующую функцию, будучи строительным материалом для целых текстовых фрагментов, ср.: величайшее преступление; душа моя страданиями человеческими уязвлена стала. Оттенок старославянской архаики несёт на себе и морфология, и синтаксис отдельных фрагментов текста. Уместен вопрос о прагматической обусловленности отмеченных выше особенностей, тем более что Радищева, как известно, нельзя причислить ни к сознательным архаистам, ни к пуристам. Дело в том, что в тексте «Путешествия…» архаичные элементы, как правило, употребляются в зоне развития той или иной «высокой» темы, например, «Бог», «истина», «величие природы», «гражданственность» и т.п. Старославянизмы, таким образом, способствуют созданию стилистически возвышенного контекста: Член общества становится только тогда известен правительству, его охраняющему, когда становится злодей! Сия мысль всю кровь во мне воспалила. Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение. Старославянизмы используются Радищевым и с иной целью — создания юмористического эффекта. В этом случае характерно их столкновение с разговорными и даже просторечными лексемами: …комиссар отворотился к стене и паки захрапел. При описании жизни крестьян Радищев вводит обиходную крестьянскую, просторечную и даже диалектную лексику, ср.: «…видно, барин…, что ты на Анютку нашу призарился. Да уж и девка! Не одному тебе она нос утёрла… Всем взяла… На нашем яму много смазливых, но перед ней — всё плюнь». Столь же достоверно Радищевым воспроизводится мещанское просторечие. Таким образом, Радищев путём создания «многостильности» текста осуществил довольно смелый для того времени лингвистический эксперимент, нашедший своё завершение в более поздней литературной традиции — творчестве А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина и других писателей.
«Литература XVIII в» - Старое и новое. Литературная культура Петровского времени. Строение и плавание карабельное. Творческое наследие Феофана. Литература XVIII в. Дано лета Господня 1710. Апологет царской власти. Стефан Яворский. Слово на погребение. Благороднейшее сословие. Практические функции. Анекдот. Поэтика слов. Симы литеры. Символы и эмблемата. Феофан Прокопович. Слово на погребение Петра Великого. Лирика. Правительство синодальное.
«Литература 18-19 века» - Основные черты романтического героя. М.Ю.Лермонтов поэма «Демон». Поэма «Мцыри». Своеобразие русского сентиментализма. «Каин». Особенности классицизма в России. Сентиментализм. Литературные направления. Романтизм. Николай Михайлович Карамзин.
«Литература России 18 века» - Классицизм. Русская литература 18 века. Обращённость к образам и формам античного искусства. Великие завоевания. Штили. Задание к повести «Бедная Лиза». Сентиментализм. Смутная пора. Жанр оды. Ф.Шубин. Н.М.Карамзин. Черты классицизма. Любовный треугольник. Дворянство. Ода на день восшествия. Французский классицизм. Жанрово — стилевая реформа.
«Литература эпохи классицизма» - Последняя четверть века. Период развития классицизма. Истоки мирового классицизма - Франция ХVII века. Русская литература ХVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Черты классицизма. Урок - лекция. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. Становление новой литературы. В.И. Майков. Трагедия, героическая поэма, ода, эпопея. Герои классицистических произведений.
«Сентиментализм» - Романы Сэмюэла Ричардсона. Бернарден де Сен-Пьер. Лоренс Стерн. Черты русского сентиментализма. Сентиментализм в Англии. Николай Михайлович Карамзин. Сентиментализм во Франции. Томас Грей. Новая Элоиза. Русский сентиментализм. Сентиментализм.
«Писатели 18 века» - Особенности языка комедий д. И. Фонвизина на примере комедии “недоросль” . Развитие и закрепление синтаксических норм литературного языка. Обращает на себя внимание обилие традиционно-книжных архаизированных элементов в произведении. А.С.Шишков против Н.М.Карамзина. Столь же достоверно Радищевым воспроизводится мещанское просторечие. Русский литературный язык во второй половине xviii века. Полемика вокруг “нового” и “старого” слога.
Всего в разделе «Литература 18 века» 6 презентаций