Проблема авторства текстов |
|
||
<< Шолохов | Михаил Александрович Шолохов >> |
Проблема авторства текстов. Проблема авторства текстов, опубликованных под именем Шолохова, поднималась ещё в 1920-е годы, когда был впервые издан «Тихий Дон». Основной причиной сомнений оппонентов в авторстве Шолохова (как тогда, так и в более позднее время) стал необычайно молодой возраст автора, создавшего, причём в весьма сжатые сроки, столь грандиозное произведение, и особенно обстоятельства его биографии: роман демонстрирует хорошее знакомство с жизнью донского казачества, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и Гражданской войны, происходивших, когда Шолохов был ребёнком и подростком. На этот аргумент исследователи отвечают, что роман был написан Шолоховым не в 20 лет, а писался на протяжении почти пятнадцати лет. Автор много времени проводил в архивах[источник не указан 509 дней], часто общался с людьми, позже ставшими прототипами героев романа. По некоторым данным, прототипом Григория Мелехова был сослуживец отца Шолохова Харлампий Ермаков[7], один из тех, кто стоял во главе вёшенского восстания; он много времени проводил с будущим писателем, рассказывая о себе и о том, что повидал. Другой аргумент оппонентов — низкий, по мнениям некоторых критиков, художественный уровень шолоховских «Донских рассказов», предшествовавших роману. В 1929 году по указанию И. В. Сталина была сформирована комиссия под руководством М. И. Ульяновой, расследовавшая данный вопрос и подтвердившая авторство М. А. Шолохова на основе предоставленных им рукописей романа. В дальнейшем рукопись затерялась и была обнаружена только в 1999 году[источник не указан 357 дней] Основным аргументом сторонников единоличного авторства Шолохова до 1999 года считался черновой автограф значительной части текста «Тихого Дона» (более тысячи страниц), обнаруженный в 1987 году и хранящийся в Институте мировой литературы РАН. Сторонники авторства Шолохова всегда утверждали, что эта рукопись свидетельствует о тщательной авторской работе над романом, а неизвестная ранее история текста объясняет отмеченные их оппонентами ошибки и противоречия в романе. Кроме того, в 1970-е годы норвежский славист и математик Гейр Хьетсо провёл компьютерный анализ бесспорных текстов Шолохова, с одной стороны, и «Тихого Дона», с другой, и пришёл к выводу об авторстве Шолохова. Весомым аргументом также было то, что действие романа происходит в родных для Шолохова местах, а многие герои книги имеют своими прототипами людей, которых Шолохов знал лично. В 1999 году после многолетних поисков Институту мировой литературы им. А. М. Горького РАН удалось разыскать считавшиеся утерянными рукописи 1-й и 2-й книг «Тихого Дона». Проведённые три экспертизы: графологическая, текстологическая и идентификационная, удостоверили подлинность рукописи, её принадлежность своему времени и с научной обоснованностью решили проблему авторства «Тихого Дона», после чего сторонники авторства Шолохова сочли свою позицию безусловно доказанной. В 2006 году было выпущено факсимильное издание рукописи, дающее возможность каждому убедиться в подлинном авторстве романа. Тем не менее ряд сторонников версии о плагиате на основании собственного анализа текстов остались при своём мнении. Оно сводится к тому что, Шолоховым, по всей видимости, была найдена рукопись неизвестного белого казака и переработана, так как оригинал не прошёл бы большевистскую цензуру и, возможно, рукопись была ещё «сырая». Таким образом, Шолоховым была создана своя рукопись, но на чужом материале. Однако данная позиция, основанная на сегодняшний день только на предположениях, убедительно опровергается проведенными экспертизами: «переписанный» и авторский тексты принципиально различны (в авторском видна работа над рукописью, над художественными образами; «переписанный» текст или даже «переложенный» в значительной степени теряет какие-либо признаки авторской работы, в нем заметны, зачастую визуально, явный схематизм и непрерывность изложения, отсутствие авторских правок, а с другой стороны — смысловая и художественная неравномерность, разнокачественность отдельных частей текста). На основании экспертизы, таким образом, можно с достаточной уверенностью сказать, является ли текст оригинальным, художественно цельным и приобретшим самостоятельную ценность, или он стал компиляцией фрагментов и образов другого произведения. Важный нерешённый вопрос сводится к следующему, почему молодой Шолохов, явно приветствовавший большевистскую власть, написал не о «красных», а о «белых»?
«Жизнь Шолохова» - Банды Федора Мелихова. Михаил Александрович Шолохов. Ряд публицистических произведений. Знаменитый прозаик. Шолохов вернулся на Дон. Советская власть. Годы Великой Отечественной войны. Шолохов приехал в Москву. Семья Шолоховых. Шолохов учился в церковно-приходской школе и гимназии. Последние годы жизни. Немецкая кавалерия.
«Произведения Шолохова» - Нобелевская премия. Награды и премии. Шолохов. Михаил Александрович Шолохов. 1990 год. Шолохов против Синявского. Поднятая целина. Память. Биография. Военные произведения. Проблема авторства текстов. ВЛКСМ. Последние годы. Марки СССР. Произведения. Ранние рассказы. Тихий Дон.
«М.А.Шолохов» - Алешкино сердце. Мемориальный Дом-музей. Казак. Александр Солженицын. Молодая гвардия. Преемственность поколений. Пятидесятилетний юбилей. Поднятая целина. Цельность эпоса. Четверо детей. Сборник фельетонов. Диплом. Вид на Вешенскую. Мужчины. Апофеоз войны. Биография писателя. Верховный Совет СССР. Вручение М.А.Шолохову Нобелевской премии. Повесть. Дом-усадьба. Самобытная культура. Михаил Александрович Шолохов.
«Тихий Дон» - Любимые герои романа. Гражданская война 1922 г. Модель к роману М.А. Шолохова. Тихий Дон. Одной правды нету в жизни. Григорий. Книга о донском казачестве. Люди. Главные герои романа. Григорий и Аксинья. Цветут сады. Ключевые образы романа. Логико-смысловая модель. Время. Поехал казак на чужбину далеку.
«Биография М.А.Шолохова» - Возможность закончить четвёртую книгу «Тихого Дона». Я работал в жестокие годы, 1921-1922 годах, на продразвёрстке. 21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер. Творчество М.А. Шолохова вызывает сегодня особый интерес и споры. Шолохов был приговорён к расстрелу. М.А. Шолохов. С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом. Гражданская война изображена «антиромантично».
«Михаил Шолохов «Тихий Дон»» - Противопоставление двух героинь романа. Воплощение идеи дома. Являются ли Григорий и Аксинья жертвами своей любви. Земное и идеальное. Наталья. Любовь есть воплощение революции. Любовь. Революция. Любовь вызывает сочувствие. Михаил Александрович Шолохов. Тихий Дон. Жители хутора. Чувство. Любовь Григория к Аксинье. Григорий и Аксинья.
Всего в разделе «Шолохов» 10 презентаций