Восприятие действительности |
|
||
<< Петербург | Пушкин возвращается в Петербург >> |
Новое восприятие действительности, наметившееся в его творчестве в конце 1820-х годов, требовало углублённых занятий историей: в ней следовало найти истоки коренных вопросов современности. В 1831 году ему разрешено работать в архивах. Пушкин снова поступил на службу в качестве «историографа», получив высочайшее задание написать «Историю Петра». Холерные бунты, ужасные по своей жестокости, ипольские события, поставившие Россию на грань войны с Европой, представляются поэту угрозой российской государственности. Сильная власть в этих условиях кажется ему залогом спасения России — этой идеей вдохновлены его стихотворения «Перед гробницею святой…», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина». Последние два, написанные по случаю взятия Варшавы, вместе со стихотворением В. А. Жуковского «Старая песня на новый лад» были напечатаны специальной брошюрой «На взятие Варшавы» и вызвали неоднозначную реакцию. Пушкин, никогда не бывший врагом какого-либо народа, друживший с Мицкевичем, тем не менее не мог смириться с претензиями восставших на присоединение к Польше литовских, украинских и белорусских земель[55]:236. По-разному отнеслись к отклику Пушкина на польские события его друзья: отрицательно Вяземский иА. И. Тургенев. 22 сентября 1831 года в своём дневнике Вяземский писал: Пушкин в стихах своих: Клеветникам России кажет им шиш из кармана. Он знает, что они не прочтут стихов его[K 4], следовательно, и отвечать не будут навопросы, на которые отвечать было бы очень легко даже самому Пушкину. <…> И что опять за святотатство сочетать Бородино с Варшавою? Россия вопиет против этого беззакония[56]. Чаадаев же направил после публикации стихов их автору восторженное письмо, его позицию разделяли и ссыльные декабристы[55]:232, 236. Вместе с тем Ф. В. Булгарин, связанный с III отделением, обвинял поэта в приверженности либеральным идеям. С начала 1830-х годов проза в творчестве Пушкина начинает превалировать над поэтическими жанрами. «Повести Белкина» (изданы в 1831) г. успеха не имели. Пушкин замышляет широкое эпическое полотно — роман из эпохи пугачёвщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков. Замысел этот на время оставляется из-за недостаточных знаний той эпохи, и начинается работа над романом «Дубровский» (1832—33), герой его, мстя за отца, у которого несправедливо отняли родовое имение, становится разбойником. Благородный разбойник Дубровский изображён в романтическом ключе, остальные действующие лица показаны с величайшим реализмом[57]. Хотя сюжетная основа произведения почерпнута Пушкиным из современной жизни, в ходе работы роман всё больше приобретал черты традиционного авантюрного повествования с нетипичной в общем-то для русской действительности коллизией. Возможно, предвидя к тому же непреодолимые цензурные затруднения с публикацией романа, Пушкин оставил работу над ним, хотя роман был и близок к завершению. Замысел произведения о пугачёвском бунте вновь привлекает его, и, верный исторической точности, он прерывает на время занятия по изучению Петровской эпохи, штудирует печатные источники о Пугачёве, добивается ознакомления с документами о подавлении крестьянского восстания (само «Дело Пугачёва», строго засекреченное, оказывается недоступным), а в 1833 г. предпринимает поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачёвщине. Пушкин едет через Нижний Новгород, Казань и Симбирск на Оренбург, а оттуда на Уральск, вдоль древней реки Яик, переименованной после крестьянского восстания в Урал. 7 января 1833 года Пушкин был избран членом Российской академии одновременно с П. А. Катениным, М. Н. Загоскиным, Д. И. Языковым и А. И. Маловым. Осенью 1833 года он возвращается в Болдино. Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца Пушкин завершает работу над «Историей Пугачёва» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создаёт поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение в октавах «Осень».
«Пушкинский Петербург» - Конюшенный двор. Коллегия иностранных дел. Последняя квартира Пушкина. Пушкинский Петербург. Аничков дворец. Невский проспект. А.С.Пушкин. Три года петербургской жизни. Царскосельский лицей. Памятник Пушкину. Гранитный обелиск. Особняк на Английской набережной. Петропавловская крепость. Дом Пущиных. Дом Лавалей. Гостиница Демута. Летний сад. Кондитерская С.Вольфа и Т.Беранже. Российская Академия. Дворцовая площадь.
«Пушкин в Санкт-Петербурге» - Ф. Соколова. Петербург. Восприятие действительности. Уменьшенное факсимиле рукописи. Надежда Осиповна. Дуэль Пушкина с Дантесом. Современник. Подлинный прибор. Нарушение царского запрета. Гибель. Пушкин возвращается в Петербург. Пушкин Александр Сергеевич.
«Петербург в жизни Пушкина» - Знакомство с городом. Гроб с телом увезли в Святогорский монастырь. Кабинет А. С. Пушкина. Дальнее путешествие в Петербург. Пушкин поселился с родителями. Поэт бывает в Литературных салонах А. Н. Оленина. Санкт-Петербург в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Фонтанка, 185. Казанский собор. Венчание в Храме Вознесения. С 1827 по1830 Александр Сергеевич скорее гость. Дуэль. Набережная Мойки. Через двое суток Александр Сергеевич Пушкин скончался.
«Дуэль Пушкина с Дантесом» - Последние дни жизни Пушкина. Причины дуэли Пушкина и Дантеса. Мемориальный музей. Последние дни жизни поэта. Удовольствие. Великосветский Петербург. Память о великом русском поэте. Памятники Пушкину. Идут года дорогой неуклонной. Натали. Дуэль. Дуэль и смерть А.С. Пушкина. Россия помнит любимого поэта. Причины дуэли Пушкина. Дворянский способ решить спор.
«Дантес и Пушкин» - Жилет, в котором Александр Сергеевич Пушкин стрелялся на дуэли. Пушкин и Дантес. Дуэльные пистолеты. В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер. Дуэлянты стрелялись на пистолетах. Памятный обелиск на месте дуэли Пушкина.
«Дуэль и смерть Пушкина» - Дуэль и смерть Пушкина. Переговоры. Документы и материалы. Наталья Гончарова и Пушкин. Барон Геккерен. Сообщение. Когда состоялась дуэль Пушкина и Дантеса. Участие в дуэли. Генеологическое древо А.С. Пушкина. Интерес к истории дуэли. История женитьбы Пушкина. Заботы материального характера. Анонимные письма. Свидание наедине с Дантесом. Последний период жизни Пушкина. Симпатии Дантеса. Н.Н. Пушкина.
Всего в разделе «Пушкин в Петербурге» 6 презентаций