Возврат к идеализму |
|
||
<< Связь настоящего с прошлым | Тенденция >> |
В умах и думах русской интеллигенции происходит возврат к идеализму, к религиозным и метафизическим ценностям, которые были упразднены позитивизмом и материализмом второй половины XIX века. На этих взглядах и базировались поэтические течения, которые принято называть модернистскими. Художественная литература пришла в тесное соприкосновение с философией, происходил поцесс их тесного взаимного обогащения. В. Соловьев,В. Иванов, А. Белый, Д. Мережковский были не только художниками слова, но и философами. Обращенность к религиозным проблемам окрасила их произведения — как художественные, так и теоретические — особым образом: они верили в пересоздание мира и человека на почве религиозно-духовных начал. Они считали, что верным путем к такому преображению может явиться творчество как деяние религиозное. Эти взгляды своеобразно преломились в теоретических манифестах и творческой практике поэтов-модернистов. Задачу искусства они видели «в наглядном уяснении глубин духа. Искусство должно учить видеть вечное»,— писал, например, А. Белый в статье «Символизм как миропонимание». Для представителей этого направления была характерна известная отстраненность от социальной жизни и проблематики, индетерминистская концепция человека, скептическое отношение к разуму. Основным критерием признавался внутренний душевный опыт, неуловимые ощущения и мистические прозрения, уход «в миры иные», мечта о них. Стремясь воздействовать не на разум, а почти исключительно на чувства читателя, они придавали форме главенствующее значение. И многие из них достигли в области формотворчества высочайшего мастерства. Пройдя сквозь искус декадентства, многие из поэтов-модернистов обрели в итоге устойчивое мироощущение, связанное с утверждением красоты и гармонии как абсолютных, универсальных начал жизни. Раздвоение личности, вызванное противоречиями между «я» художника и окружающим миром, душевные метания в поисках идеала сменяются у них стремлением творить во имя блага и красоты, верой в то, что красота может и должна привести к кардинальному преображению человека. «В красоте,— писал В. Соловьев,— мы встречаемся с чем-то, безусловно ценным… что самим существованием своим радует и удовлетворяет нашу душу». Поэтизация красоты шла в поэтической практике русского модернизма в двух аспектах. Первый из них связан с изображением жизни далеких эпох, древних культур, природы и быта экзотических стран, с опорой на опыт мирового искусства. С наибольшей отчетливостью.
«Русские рифмы» - А.С. Пушкин. Способы рифмовки. Мужская рифма. В.А.Жуковский. Важны звуки. Виды рифм. Рифма с ударением на последнем слоге в строке. Рифма. Рифма связывает строки. С.А. Есенин. М.Ю. Лермонтов. Ассонансы. Женская рифма. Стихотворная речь. Банальные рифмы. Стихи Мандельштама. Дождь шуршал. Дактилическая рифма. Влияние европейской поэзии. Впустить прохладу утра на заре. Закрытая рифма. Наташа поглядела.
«Русские баснописцы» - Иван Андреевич Крылов. Иллюстрации. Лебедь, щука и рак. Нравоучительный рассказ. Отгадываем. Афоризмы из басен. Крылатые выражения. Особенности басен. Басни. Русские баснописцы. Чему учат басни. Ворона и лисица. Стрекоза и муравей. Памятник Крылову. Иван Иванович Дмитриев.
«Новокрестьянская поэзия» - Гордость за многовековую богатую национальную культуру. С.Есенин. Крестьянская тема в русской литературе 19 века. Клычков (Лешенков) Сергей Антонович (1889-1937). Новокрестьянская поэзия. Новокрестьянская поэзия ( начало 20 века). От кудрявых стружек тянет смолью, духовит, как улей, белый сруб. Николай Алексеевич Клюев(1884-1937). Клычков. Всё, что грязного есть в жизни самой бедной. Сумрак сизый на дозоре, на стороже у ворот.
«Обрядовая поэзия» - Опрос среди близких людей. Фольклор. Сценарий праздника. Святки. Наблюдение. Обрядовая поэзия. Сборник. Подблюдные песни. Песня. Обычаи. Календарная обрядовая поэзия. Гипербола. Исследователи фольклора. Собрать информацию о Святках.
«Поэзия об осени» - Составь небольшой рассказ. Эпитет. Серп. Олицетворение. Скоро осень проснётся. Поспевает брусника. Вспомни и вставь пропущенные слова. Соедини название произведения с фамилией автора. Вспомните четверостишья. Придумай небольшое стихотворение. Покой и простор. Пожелтела листва. Сухие листья. Осень наступила. Сравнение. Осеннее ненастье. Высохли цветы. Выразительные средства языка. Листопад. Кисти ярко-красные вянущих рябин.
«Природа в английской поэзии» - Сущность понятия «концептуальная картина мира». Кораблекрушение. Анализ произведений английских поэтов. Ветер. Сегмент. Тексты стихотворений и поэм. Лексемы. Ненастные проявления природы. Водная стихия. Воплощение. Времена года. Концептосфера. Флора и фауна. Буря на Северном море. Активные романтики. Пароход. Флора.
Всего в разделе «Поэзия» 8 презентаций