В 30-е годы Булгаков предчувствовал свою смерть |
|
||
<< Во время болезни он мне диктовал и исправлял | Политические намеки, содержавшиеся в М. и М., как и в повестях >> |
По всей видимости, в 30-е годы Булгаков предчувствовал свою смерть и потому осознавал М. и М. как "последний закатный" роман, как завещание, как свое главное послание человечеству. Здесь, подобно булгаковским застольным разговорам о смерти, зафиксированным Е. С. Булгаковой, трагическая судьба Мастера, обреченного на скорое завершение своей земной жизни, мучительная смерть на кресте Иешуа Га-Ноцри выглядят не так тяжело и беспросветно для читателя в сочетании с по-настоящему искрометным юмором московских сцен, с гротескными образами Бегемота, Коровьева-Фагота, Азазелло и Геллы. Но главным для автора М. и М. была заключенная в романе оригинальная синтетическая философская концепция и острая политическая сатира, скрытая от глаз цензуры и недоброжелательных читателей, но понятная людям, действительно близким Булгакову. Отношения с О. С. Бокшанской у него складывались далеко не просто, потому-то писатель выражал опасение, что она отнесется к М. и М. неодобрительно и не сможет понять главную мысль романа.
«Иешуа и Понтий Пилат» - Рассмотреть проблему милосердия и справедливости. Разве люди добры. Выводы. Пилат, желая спасти арестованного, всё же приговаривает его к смерти. Иешуа. Описание двух героев романа. Духовный поединок. Понтий Пилат наказан за трусость. Сила убеждения Иешуа. Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа. Справедливость. Пилат. Портрет героев.
«Великий бал у Сатаны» - Гости на Балу: алхимики, фальшивомонетчики, чародеи, государственные изменники, отравители, чернокнижники. Иногда дьявол, присутствовавший на шабашах, оказывался больным. От брака демона с ведьмами, по шведскому поверью, нарождались на свете жабы и змеи. В "Правде" статья без подписи: "Профессор - насильник-садист". Воланд оказывается милосерднее Сталина, не пощадившего своего прежнего любимца Бухарина.
«История создания «Мастера и Маргариты»» - История создания романа «Мастер и Маргарита». М. и М. - роман сатирический, философский, а в ершалаимских сценах - еще и эпический. Воланд. Хронология событий. В финале М. и М. в Пасхальную ночь на воскресенье московское и ершалаимское время сливаются воедино. "Мастер и Маргарита" - роман. Горькая ирония: повествование начинается в день международной солидарности трудящихся. Затравленный в земной жизни автор романа о Понтии Пилате обретает бессмертие в вечности.
«Тёмные силы в «Мастере и Маргарите»» - Ведьминская сущность Маргариты. Демонология романа "Мастер и Маргарита". Маргарита. Ворон. Полет. Доказательство. Происхождение Коровьева. Извлечение мастера. Неудачливые визитеры. Азазелло. Было дело в Грибоедове. Бегемот. Тайна имени Воланда. Слава петуху. Черная магия. Последние похождения Коровьева и Бегемота. Демонология. На Воробьевых горах. Абадонна. Гости на балу. Луна. Фавны и утопленницы.
«Роман «Мастер и Маргарита»» - Писатель. Мастер и Маргарита. Люди начинают творить. Михаил Афанасьевич Булгаков. Псевдоним Ивана Николаевича Понырева. Страдание. Мне цепи не дают писать. Сеньор. Славное море. Михаил Булгаков. Рукописи не горят.
«Жизнь и творчество Булгакова» - Целеустремленная женщина. Мастер и Маргарита. Письмо к Ленину. Истина. Мать. Татьяна. Свита Воланда. Совместная жизнь. Темы романа. Круг московских писателей. Страх перед неизбежностью. Композиция. Любовь выскочила перед нами. Отрицание власти. Фраза. Комната. Появление в романе образа Маргариты. Тяжелейший период. Извечные ценности. Уют и комфорт. Высокое начальство. Настоящая драма. Булгаков пришел в сознание.
Всего в разделе «Булгаков» 10 презентаций