<<  Пушкин Вечный образ  >>
Теория литературы

Теория литературы. Вечные образы в литературе. Мифологические, библейские, фольклорные и литературные персонажи, ярко выразившие значимое для всего человечества нравственное и мировоззренческое содержание и получившие многократное воплощение в словесности разных стран и эпох (Прометей, Одиссей, Каин, Фауст, Мефистофель, Гамлет, Дон Жуан, Дон Кихот и др.). Каждая эпоха и каждый писатель вкладывают в трактовку того или иного вечного образа свой смысл, который обусловлен их многокрасочностью и многозначностью, богатством заложенных в них возможностей (напр., Каин толковался и как завистник-братоубийца, и как смелый богоборец; Фауст — как маг и чудодей, как любитель наслаждений, как учёный, одержимый страстью к познанию, и как искатель смысла человеческой жизни; Дон Кихот — как фигура комическая и трагическая и т. п.). Нередко в литературе создаются персонажи-вариации вечных образов, которым придаются иные нац. черты, или они помещаются в иное время (как правило, более близкое автору нового произведения) и/или в необычную ситуацию («Гамлет Щигровского уезда» И. С. Тургенева, « Антигона» Ж. Ануя), иногда — иронически снижаются или пародируются (сатирическая повесть Н. Елина и В. Кашаева «Ошибка Мефистофеля», 1981). Близки к вечным образам и персонажи, чьи имена стали нарицательными в мировой и нац. литературе: Тартюф и Журден («Тартюф» и «Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера), Кармен (одноимённая новелла П. Мериме), Молчалин («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Хлестаков, Плюшкин («Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя) и др. Вечные образы всегда являются продуктом сознательной деятельности, имеют свою «национальность», время возникновения и, следовательно, отражают не только специфику общечеловеческого восприятия мира, но и определённый исторический и культурный опыт, закреплённый в художественном образе.

Слайд 4 из презентации «Основы теории литературы». Размер архива с презентацией 80 КБ.

Теория литературы

краткое содержание других презентаций

«Теория литературы» - Сатира. Созвучия концов стихотворных строк. Конфликт. Метафора. Стадии развития действия. Очерк. Лирическое отступление. Драма. Ода. Ущерб. Литературные роды и жанры. Авторская позиция. Судьба народа. Подготовка к ЕГЭ по литературе. Юмор. Деталь художественная. Сарказм. Притча. Автор. Художественный прием. Сонет. Литературные роды. Задания. Гротеск. Повесть. Рассказ. Элементы содержания. Лирика. Лирический герой.

«Основы теории литературы» - Внутренняя речь. Вечные темы. Временный признак. Эмоциональное содержание художественного произведения. Речевая характеристика героя. Сказ. Вечные темы в художественной литературе. Персонажи. Пример противопоставления. Исторические лица. Способ. Пафос. Содержание произведения. Фабулярное развитие. Фабула. Пафос состоит из разновидностей. Развитие фабулы. Пушкин. Два способа создания речевых характеристик.

«Теория литературы в школе» - Жанры фольклора. Романтизм. Сентиментализм. Авторская позиция. Биографический автор. Баллада. Драматические жанры. Эпические жанры. Пространство. Содержание и форма литературного произведения. Футуризм. Стадии развити действия в художественном произведениия. Теория литературы. Символизм. Классицизм. Лирические жанры. Драма. Лирика. Литературные роды. Художественный образ. Идея художественного произведения.

«Литература» - Футуризм. Художественное время и пространство. Художественный метод в литературе и искусстве. Акмеизм. Модернизм. Предания, бывальщины, былички, легенды. Гораздо большее, чем просто литературная школа. Течение, при котором символ является основным приемом. Сентиментализм. Символизм. Поэтика. Замысел авторский - первая ступень творческого процесса. Особое место в поэтике. Содержание и форма. Вымысел художественный - изображаемые в художественной литературе события.

«Вопросы по теории литературы» - Перифраз. Аллегория. Гротеск. Средство, помогающее описать героя. Выразительная подробность. Экспозиция. Способ отображения внутреннего состояния. Описание природы. Эпилог. Описание внешности персонажа. Эпические произведения. Намеренное употребление в тексте одинаковых слов. Символ. Пламя таланта. Внутренний монолог. Интерьер. События в произведении. Род литературы. Сюжет. Термин.

«Теория и история литературы» - Дискуссия развернулась в 1840-е гг. Своего максимума психологизм достиг в творчестве Л.Н. Толстого. Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет. Русские писатели XIX в. более суровы к своим рефлектирующим героям. Символ… представление идеи или чувства в образе. Народность литературы. Тия, в которых неизбежно участвуют все слои общества. Историзм в художественном произведении.

Всего в разделе «Теория литературы» 7 презентаций
Сайт

5literatura.net

156 тем