<<  Духовные искания Пьера Безухова Речь Каратаева  >>
Молодой человек

Чувственное сначала одерживает верх над духовным, молодой человек совершает одну из самых страшных ошибок - связывает свою жизнь с чужой ему Элен. Воспользовавшись его детской беспомощностью в вопросах брака, его женили на холодной Элен. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время дуэли, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова. « О глупо…глупо! Смерть… ложь…» - твердил он, морщась. Глупо и ложь- это опять относится только к нему самому. Измена Элен и дуэль с Долоховым становятся первыми жизненными испытаниями Пьера. Они ввергают его в духовный кризис, из которого он не видит выхода, вся его жизнь представляется ему бессмысленной. Пьер недоволен собой, у него возникает желание изменить свою жизнь и построить ее на новых, добрых началах. Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен. Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью. Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Мысль о совершенствовании мира и самого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлекают молодого человека. Он хочет действовать, приносить пользу людям. Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Посещая собрания масонского братства, жертвуя деньги, ведя дневник, в котором он анализирует происходящее, Пьер постепенно приходит к выводу о бесполезности такого пути. Пытаясь преобразовать орден масонства, он составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире. Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов- этих ничтожных людей- интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. В его жизни наступает полоса разочарований в личном счастье, в общественных идеалах. И вновь ошибки… Пытаясь найти свое место, он едет на Бородино и волею случая оказывается на самом главном и опасном редуте. Пьер рад любой работе: таскать ящики, помогать раненым. Выглядит он очень нелепо, но симпатии солдат все же обращены к нему. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносятся с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. Вид бойни приводит его в ужас: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» Всем своим видом и душевным смятением выражает Пьер всю антигуманную сущность войны. Оставшись в Москве, он вновь сталкивается с ужасами войны. Тогда Пьер решает убить Наполеона, видя в этом свое предназначение. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке: Толстой находит его в слиянии с народом и природой. Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми. В плену Пьер пытается понять людей, которые привыкли спать в пыли, отдавать последнее, не оставляя себе самого нужного. Духовные и физические страдания научили Пьера ценить жизнь и маленькие ее радости. Встреча с Платоном Каратаевым во многом меняет отношение Пьера к жизни, изменяет его взгляды.

Слайд 10 из презентации «Лев Толстой «Война и мир»». Размер архива с презентацией 1462 КБ.

Война и мир

краткое содержание других презентаций

«Лев Толстой «Война и мир»» - Сражение. Значение славы. Кого намеревается женить на княжне Марье Болконской. Путь жизненных исканий. Убеждение. Осуществление изложенного плана. Речь Каратаева. Любовь. Лев Николаевич. Шёнграбенский бой. Жизненный путь князя Андрея. Старый князь Болконский. Самоценность жизни. Время Отчественной войны. Помещичье землевладение. Посмотреть на горевшую Москву. Семья Ростовых. Пьер Безухов. Барклай-де-Толли.

«Шенграбенское сражение» - Зрелая осознанность. Создан ли Ростов для сражений. Размышляем. Сцепление эпизодов. Николай Ростов. Русские победили при Шенграбене. Изображение войны 1805 года. Известие о войне. Тушин. как вёл себя во время Шенграбенского сражения Болконский. Причины победы при Шенграбене. Слова Тушина. Что думают о войне 1805 герои романа. Участники. Война и мир. Итог анализа эпизода. На батарее Тушина. Почему идёт на войну князь Болконский.

«Персонажи «Войны и мира»» - Сложна жанровая структура толстовской книги. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия. Писатель рисует Кутузова простым и скромным. Атака русских кирасир под Бородиным. Оборона Смоленска. Наполеон — олицетворение антинародных интересов, законов. Притягательная сила русского полководца не становится слабее. Слава о нем облетела практически весь мир. Военный совет в Филях, 1(13) сентября 1812 г.

«Семья Болконских» - Третье поколение Болконских — Николенька, сын Андрея. Марья Болконская. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Князь Николай Андреевич — человек, безусловно, незаурядный. Болконские — люди чрезвычайно деятельные. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. Андрей Болконский — целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. В армии князя Андрея настигает разочарование.

«Пьер Безухов и Андрей Болконский» - Пьер Безухов. Решает облегчить участь крепостных. Смерть князя Андрея. Жизненные пути. Встреча с Баздеевым. Во время болезни он неотступно думал о жизни и смерти. Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Наполеон вступил в пределы России. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея. Андрей Болконский. Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется. Уничтожилась вера и в благоустройство мира. Дуэль с Долоховым.

«Тема семьи «Война и мир»» - Ростовы. « Война и мир» глазами художников. Жизненные принципы семьи Ростовых. Курагины. Болконские. Жизненные принципы семьи Болконских. Разрыв. Д. Шмаринов. Жизненные принципы семьи Курагиных. Болконские. Дементий Шмаринов. Индуктор. Мысль семейная. Война и мир. Курагины. Что формируется в семье, по мнению Л.Н.Толстого. Что такое семья. Тема урока. Семья Ростовых. Семь - я. Семья. Что нужно для счастья.

Всего в разделе «Война и мир» 17 презентаций
Сайт

5literatura.net

156 тем